А.Ю. Лаптев
СодержаниеБани-Солеварни Русского Приильменья Руса под именем "Русь" в летописях. С.Ф. Платонов"Руса" (в поддержку гипотезы А.А.Шахматова о древнейшей Руси в Южном Приильменье). Ильменская Русь А.Шлёцер о ручье "Руса" Акт научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН "О времени основания города Старая Русса Новгородской Области" и доклад на конференции "Новгородика 2010" К.А. Аверьянова "О времени возникновения Старой Руссы". Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН "О времени появления имени "Русь" (Руса) в Южном Приильменье" . Встречи с Г.И.Анохиным и И.Н.Вязининым. Археологи:А.Ф.Медведев, В.Г.Миронова и Г.П.Смирнова о Старой Руссе Аорсы из царства Яньцай (Проторусы из "царства соли"). О князе Русе и библейском Роше (архонтах Великой Соли). В.В.Фомин "Южнобалтийские славяне в истории Старой Руссы" (Князь Аскольд из Старорусской Руси) Об итогах археологического изучения Старой Руссы в «нулевые [двухтысячные] годы» (ЗА ЧЕСТНУЮ АРХЕОЛОГИЮ!). Старая Русса - малая Родина киевского князя Аскольда! ВИДЕОРОЛИК О ПОЕЗДКЕ НА МОГИЛУ ИСТОРИКА В.Н. ТАТИЩЕВА от 07.06.2012.
Ильменская РусьI
Вот уже более тысячи лет на Северо-Западе Российской Державы в Южном Приильменье существует единственная территория, по-настоящему, без директивных закреплений «Русская Земля», где корень «Рус» и «Русские названия» продолжают, не смотря ни на что оставаться незаменимой составляющей жизненного уклада здешних людей.
« Рушане или руские (с одним «с»)» в древности, или, как последние столетия «старорусцы»;
на реке Порусье сам город Старая Русса или, по словам первого российского историка В.И. Татищева: «Старая Русь»;
вся область к югу от озера Ильмень, по мнению академика С.Ф. Платонова обозначалась как «страна Руса» или по текстам Новгородских летописей более тридцати раз именно «Русь»;
а согласно писцовым книгам Новгородской Земли отмечалось, как «Околорусье, русский уезд, зарусская половина Шелонской пятины »;
и шедшая в древности на продажу очень ценимая местная соль Южного Приильменья именовалась просто «Руса», (возможно и «Русь»?), а солеварение рушан (старорусцев), о чем гласит великокняжеская грамота, называлось многозначительно «руським промыслом»!
Да к тому же «филиалы» Старой Руссы по добыче соли от Шелони и почти до истока Волги: это Новая Руса на Мшаге, Русье у села Коростынь, Новая Руса на Поле и Руса-Марево.
И если озеро Ильмень еще в ХV веке иногда называлось «руским морем», то и в наши дни уберегли свои названия два одноимённых озера, одно из которых «Русское» расположено на территории национального парка «Валдайский» вблизи озера Велье, а другое «Русское» озеро на границе Псковской и Новгородской областей рядом с государственным природным заповедником «Рдейский» и это именно то озеро «Русское», из которого берет начало речка Порусь – приток главной старорусской Порусьи.
«Древний русов город в устье Ловати вблиз Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем.». Эта проницательная убежденность первого российского историка Василия Никитича Татищева, его взгляд на Старую Руссу, как на родину имени «Русь», уже в первой половине ХIХ века становится неким «научным недоразумением».
II
Когда знакомишься с обзорами существующих версий «начала Руси», а также с большинством, претендующих на глубину и добросовестность научных исследований «Откуда есть, пошла Русская Земля?», то приходиться не только констатировать сплошное замалчивание, игнорирование Старорусской Земли или Старой Руссы, но и невольно самому погружаться в процесс насильственного «сожительства» с уже «обрастающей жирком» традицией повсеместного игнорирования Старой Руси Приильменья.
Самым вопиющим фактом, масштабным пренебрежением не только касательно Старорусской Земли, но и в отношении всех людей, которые интересуются историей своей Родины – Русской Земли был и по сей день продолжает главенствовать следующий «околонаучный подлог», на который во второй половине ХIХ века в подробностях указал независимый исследователь Егор Иванович Классен.
«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: « и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи: (варягом-Руси) вся земля наша и пр.» То есть варягов- Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе.стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами. Но Тимковский, обаянный шлецерианизмом, находя в этих приведенных нами словах летописи совершенное неиспровержение идеи скандинаваманов, придумал для соглашения летописи с мнением Шлецера извратить текст под видом исправления так: «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи». Этим он надеялся совершенно устранить Руссов Новогородских и тем доказать, что будто Руссов в это время вовсе не было в России ».
Слова Е.И. Классена о беспрецедентной исторической фальсификации относительно «начало Руси» никто и никогда не опроверг, лишь только патологически старались, верно подмеченное исследователем и по сей день не замечать. «Устранение Руссов Новогородских» этот обман приветствовала и значительная часть антинорманистов, выводящая «Русь» из Киева, земли «полян » или ещё дальше с Азова-Черноморского региона. Сам же этноним «поляне» чаще всего непререкаемо связывают со словом «поляки».
Ещё совсем недавно современные « повествователи» рассказа «О призвании варягов» не церемонясь, убеждали своих читателей или слушателей, что именно «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи» и, что среди племен призывавших варягов сама «Русь» отсутствовала. Но в конце 90-х годов двадцатого столетия для широкой общественности становятся доступными в оригинале древнейшие русские летописи; и прежде всего Лаврентьевская, Ипатьевская, Троицкая, «Никифора патриарха летописец»; переиздаются труды В.Н.Татищева, Г.В.Вернадского, Е.И.Классена, где неожиданно к большому удивлению и одновременно возмущению людей « За кого вы нас держите?» вдруг предстаёт здесь на Северо-западе будущей России местное племя «Русь» еще до призвания варягов.
Тактика даже непокрасневших « повествователей» летописных древностей чуть корректируется; отныне забывая дискредитирующее «реша Руси..» продолжают констатировать своими словами, что к варягом к руси обратился союз славянских племен и чуди, естественно без племени «Русь».
Соломинкой для «реша Руси..» по-прежнему остаётся лишь отнюдь не самая древняя западно-русская Радзивиловская (или кенинсбергская ) летопись, где доподлинно так и написано «реша Руси». Возможно «руси» здесь представлено в именительном падеже, такое прочтение допускалось особенно в германских языках относительно названия «Русь», где подтверждение этому находим уже в IХ веке, а именно «ruzzi» на примере текста «Баварского географа». Также «Руси» в именительном падеже, безусловно, фиксируется в Хронографе 1512г. и в тексте Никоновской летописи: «Роди же, нарицаемые Руси…».
Возвращаясь к первоисточнику текста Радзивиловской летописи, ещё до редакторской правки, необходимо отметить, что в оригинале написано следующее: «к варягом роус…реша роуси. чуд. и словене и кривичи…». Автор летописи для себя различал именительный падеж «реша роуси» и дательный падеж «к роус». А поставленная им «точка (запятая)» после «роуси», как и в Лаврентьевском, Ипатьевском, Троицком списках летописи безусловно указывает только на именительный падеж, и свидетельствует, что во главе племён (призывавших варягов) стояло племя Роуси или Русь.
Но при редакторской правке этот знак препинания после слова «роуси» был уничтожен, и в России вот уже двести лет насаждают: «к варягом к руси…реша руси (дательный падеж) чудь, и словене и кривичи…».
Оригинал Радзивиловской летописи:
III