Старая Русса.

От апостола Андрея до князя Аскольда.

А.Ю. Лаптев

 




Содержание

Бани-Солеварни Русского Приильменья
Руса под именем "Русь" в летописях
 С.Ф.Платонов "Руса" (в поддержку гипотезы А.А.Шахматова
 о древнейшей Руси в Южном Приильменье).
Ильменская Русь
 А.Шлёцер о ручье "Руса"
Акт научно-исследовательской экспертизы Института 
Российской Истории РАН 
"О времени основания города Старая Русса Новгородской Области" 
и доклад на конференции "Новгородика 2010" К.А. Аверьянова "О времени возникновения 
Старой Руссы".
Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН
 "О времени появления имени "Русь" (Руса) в Южном Приильменье" 
Встречи с Г.И.Анохиным и И.Н.Вязининым. 
Археологи:А.Ф.Медведев, В.Г.Миронова и Г.П.Смирнова о Старой Руссе 
Аорсы из царства Яньцай (Проторусы  из "царства соли"). 
О князе Русе и библейском Роше (архонтах Великой Соли).
В.В.Фомин "Южнобалтийские славяне в истории Старой Руссы"
(Князь Аскольд из Старорусской Руси)
Об итогах археологического изучения Старой Руссы  в «нулевые [двухтысячные] годы»
(ЗА ЧЕСТНУЮ АРХЕОЛОГИЮ!).
Старая Русса - малая Родина киевского князя Аскольда! 
ВИДЕОРОЛИК О ПОЕЗДКЕ НА МОГИЛУ ИСТОРИКА В.Н. ТАТИЩЕВА от 07.06.2012.






                      

РУСА ПОД ИМЕНЕМ "РУСЬ" В ЛЕТОПИСЯХ.

 

Недругам древней Старой Руссы весьма заманчиво, поддержать и РЕПЛИКУ (иногда произносимую в рабочем порядке), что «Руса», фиксируемая в летописях с 1167 – 1471 гг. более сорока раз именно в форме «к Руси»; «из Руси»; «в Руси» вместо «Русе» (с окончанием на «ЯТЬ»), никоим образом не связана со словом «РУСЬ». Это просто вот такие особенности древненовгородского диалекта, в котором происходит смешение (замена) «ЯТЬ» на «И».

 

В ответ на данную реплику соблазнительно и почитателям, безусловно, древней Старой Руссы (в режиме краткости Твиттера) сослаться и на академика А.А. Зализняка, что главным источником «древненовгородского диалекта» (с его особенностями >>> в т.ч. смешение (замена) «ЯТЬ» на «И») являются, прежде всего, БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ, где главное это «ПРОЧТИ и ВЫБРОСИ», но никак не сами ЛЕТОПИСИ, для которых неприемлема эта яркая и ёмкая формула «ПРОЧТИ и ВЫБРОСИ».

 

Но мы процитируем академика А.А. Зализняка более подробно:

«...эти документы (берестяные грамоты - А.Ю.Л.) писались вовсе не для вечности, ...писались для секунды, для минуты, “прочти и выброси”. Никто решительно себя не контролировал в вопросе о том, что за язык там будет. Не было никакого понятия, что надо писать изысканно, престижно и по-церковнославянски. Писали более или менее так , как говорили , т . е . практически записывали так , как бы они это сказали устно. И это совершенно бесценный документ , ни в каком литературном произведении мы ничего похожего не находим, потому что литературное произведение – это всегда акт некоторого причесывания, специального приведения в определенное стилистическое состояние того, что записано» (А.А. Зализняк "Новгородская Русь по берестяным грамотам").

 

Но самое главное, что если для одних исследователей, Руса (Старая Русса) просто связана с именем «Русь» (А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер, Р. Экблом, Ф.А. Браун, В.А. Мошин, Г.В. Вернадский, М. Фасмер, А.Д. Удальцов, А.Н. Насонов, Н.Г. Порфиридов, , А.Ф. Медведев, Б.А.Рыбаков, Г.П. Смолицкая, Г.А. Хабургаев).

 

То для других исследователей (В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, А.А. Шахматов, С.Ф. Платонов, В.А. Брим, А.И. Попов, Г.С. Лебедев, А.Н.Сахаров и В.В.Фомин) Руса является, по сути Истоком Руси или представляет собой Древнейшую Русь.

 

В связи с чем, не столь принципиально – выявлены или не выявлены в наши дни примеры упоминания Старой Руссы (более сорока раз) под именем "Русь" в летописях с 1167 – 1471 гг. именно в форме «в Руси»; «к Руси»; из «Руси». Это уже СТАТИСТИКА.

 

Да академик А.А. Зализняк фиксирует в летописях черты "древненовгородского диалекта" (прежде всего Синодальный список Новгородской Первой Летописи), "где эти черты обычно представлены не последовательно, а лишь в качестве отклонений от наддиалектного др.-р. или даже от ц.-сл. языка".

 

Но эти фрагментарные отклонения (от наддиалектного древнерусского или от церковнославянского языка) допустимы, если не ДЕЗООРИЕНТИРУЮТ будущего читателя летописи; не запутывают его. Например в той же Новгородской Четвёртой Летописи слово "в Новгороди" (где "И" в окончании вместо "ЯТЬ" ) не вызывет ни малейшего сомнения, что в летописи повествуется именно о "городе на Волхове".

 

И если писцы в редактируемом тексте летописи (где "акт некоторого причесывания" необходим) всё же иногда позволяли себе осознанно писать «к Руси»; «из Руси»; «в Руси» вместо «Русе» (с окончанием на «ЯТЬ»), значит для этого "вольнодумства" требовались весьма веские причины, а не традиции бытового сообщения: "пишу, как говорю для секунды, для минуты - ПРОЧТИ И ВЫБРОСИ".

Бесспорно, ещё требует дальнейших изысканий и позиция старорусских краеведов Дементьевых, что Руса фиксируется под именем "Русь", в "Летописи Авраамки": «В лето 6848. Корела, поведеше Немець побиша Русь, Новгородцев и Ладожан много...». Кстати в новгородских летописях данный сюжет также присутствует.

 

Но совершенно не требует никаких дополнительных доказательств ОЧЕВИДНАЯ летописная статья от 1234 года в Синодальном списке древнейшей Первой Новгородской Летописи: «Изгониша Литва Русь оли до торгу, и сташа рушане и засада; огнищане и гридьба». ".

 

Здесь под именем «Русь» упомянута исключительно Руса (Старая Русса), что проверяется и младшей редакцией Новгородской Первой летописи «Изгониша Литва Русу оли до торгу…». Не будет лишним и комментарий А.Н.Насонова (научного редактора публикации Н1Л) в монографии «Русская Земля»:".

 

«Руса была центром княжой, «русской» силы, силы киевских князей, расположенная на пути из Руси (по Насонову из Киева – А.Ю.Л.) в Новгород…Она оставалась, в значительной степени княжеской, её главные силы: «засада», огнищане и гридьба, т.е. княжеская организация…Княжий характер Старорусской области подтверждается археологическими данными: мы разумеем признаки более ранней и быстрой христианизации края, выразившейся, по мнению Н. Рериха, в быстром переходе к жальническим погребениям на территории зарусской половины Шелонской пятины. Центром этой территории, всей или части её, была Руса…». ".

 

Ещё одним дополнительным примером, что для новгородцев «Руса» и «Русь» это исключительно взаимозаменямые слова (синонимы), служит важная и ответственная статья Новгородской Первой летописи мл.изв. от 989 года, в которой категорически НЕДОПУСТИМО и абсолютно НЕПРИЕМЛЕМО легковесно сослаться просто на ошибку, недосмотр писца:

 

«А се число колко есть епискупии в Русе. Первая киевская митрополия, потом новгородчкая архиепискупья, такоже черниговьская……………». .

 

 

 

Новгородская Первая Летопись ст. извода (М. 2000 г.)

1211 (стр.52) "Приде Дмитръ Якуниць из Руси, и съступися Твьрдиславъ посадничьства по своеи воли старЂишю себе: тъгда же даша посадничьство Дъмитру Якуничю".

1234 (стр.73) «Изгониша Литва Русь оли до торгу, и сташа рушане и засада; огнищане и гридба».

Новгородская Первая Летопись мл. извода (М. 2000 г.)

1167 (стр.220) «Святославъ прииде съ суздалци и с братома и со смолняны и с полочаны к Руси».

Софийская Первая Летопись (М.2000 г.)

1167 (стр 235) «...а Святославъ прииде съ суздальци и с братома и съ смоляны, и с полочаны къ Руси. И идоша новогородьци съ Якуном противу имъ». ( списк. Оболенского).

1193 (стр.248) « И вынесе божиею благодатью Мартирия, и послаше по нь, и приведоша из Руси, и посадиша в епискупьи». (списк. Карамзина)

1417 (стр. 538) «…в то лет быст моръ велик в Новегороде…и въ Пскове, и в Ладозе, и в Руси…и в Торжьку и Тфери…». (списк. Карамзина)

Итого: ШЕСТЬ раз.

 

Новгородская Четвёртая Летопись [напечатано согласно Строевского списка] (М.2000 г.)

1167 (стр. 162 в списк.) «..а Святослав прииде съ Суздалци и съ братьею и съ Смоляны и с Полочаны к Руси; и идоша Новгородци съ Якоуном противоу имъ…».

1192 (стр.174 в списк.) «Мантоуреи игумен сроуби церковъ Спаса в Руси на острове в манастыри».

1193 (стр.175) «…и вынеся Божиею благодатию Мантоурью. И послаша по него, и приведоша из Роуси, и посадиша въ епископьи…».

1270 (стр.240) «..Ярослав поиде об ону сторону к Руси (в списк. доп.2 ) и седе в Руси (в списк. доп.1), а в Новгород присла».

1368 (стр.295 в списк. доп.2 ) «..Поставиша церковь каменну святого Николы в Руси».

1384 (стр.340 в списк.) «…и отъяша оу князя ти городы , а даша Русь и Ладогу».

1403 (стр.394) «.. Поставиша коупци Новгороцькии прасоле церковь каменноу святого Бориса и Глеба в Роуси». (в списк. доп.2 ).

1410 (стр.410) «И в Роуси поставиша 2 церкви камены святого Георгия и святыя Богородица Благовещение».

1446 (стр.441 в списк.) «Того же лета поставиша в Руси церковь камену святыи Дмитрия».

1471(стр.448) « Того же лета бысть буря велика, истопе Рушан много опосле рати на озере на Ильмене, на устье Ловати, которые от рати бегали из Руси в Новегород».

Итого: ШЕСТЬ раз, в других списках Н4Л дополнительно ещё ОДИНАДЦАТЬ раз; [Разночтения представлены по следующим спискам: Синодальный, Фроловский, Академический, Новороссийский, Голицинский и после 1382 г. Толстовский]

 

Сокращенный Новгородский Летописец (списк. Никольского М.2000 г. дополнение к Н4Л)

1192 (стр.591) «То же лета в Руси сруби игумен Мантурий церковь святаго Спаса на острове монастыреъ».

1193 (стр.591) «Того же лета приведоша по жребию Мантурия из Руси…И ста Мантуреи архиепископомъ…».

1198 (стр.591) «Заложи владыка Мантуреи в Руси святыи Спас в манастыре».

1199 (стр.591) «Того же лета обложиша город в Руси».

1201(стр.592) «Того же лета и город срубиша в Руси».

1371 (стр.603) «Сверши Наталия, Андреевская жена, святого Андрея на Ситецкы и святого Николу в Руси.»

Итого: ШЕСТЬ раз;

 

Новгородская летопись (списк. Дубровского М.2004 г.)

1167 (стр.72) « а Стослав прииде с суздальцы и з братома, и смоляны, и с полочаны к Руси; идоша новгородцы со Якуном противу им...».

1192 (стр.76) «Мантурьи игумен сруби црквь Спаса в Руси на острове в монастыри».

1193 (стр.76) «И положиша на святьи трапезе 3 жребия, и послаша по нь, и приведоша из Руси, и посадиша во епископы...».

1199 (стр.77) «Того же лета в Русь град обложиша».

1201 (стр.78) «Того же лета срубиша в Руси град».

1410 (169) «А в Руси поставиша 2 церкви каменых...».

1471(стр.194) «..и повеле им пригороды новгороцкие в Руси воевати за озером за Илмерем, против города..».

Итого: СЕМЬ раз;

 

Тверская летопись (Тверской сборник М.2000)

1192 (стр.280) «В то же лето в Руси сруби церковь Спаса святого на Острове игумен Мантирей».

1193 (стр.281) «... одни хотяху Никифора поставити, а друзии Мартурия из Руси, а иные Гречина...И вынеся, божию благодатию, жребий Мартыриев; и послаша по него, и приведоша из Руси, и посадиша его в епископьи».

1234 (стр.361 источ.; справочно) « Изгониша Литва русь оли до торгу, и сташа рушане и засада; огнищане и гридба».

Итого: ТРИ раза;

 

Никаноровская летопись (М. 2007 г.)

1417 (стр.98) «…в то лето бысть моръ велик в Новегороде…и в Пскове, и в Ладозе, и в Руси…и в Торжку и Тфире…».



Итого: ОДИН раз;

 

ДОПОЛНЕНИЕ

Владимирский Летописец (М.2009 г.)

1192 (стр.77 )«Мантурьи игумен сруби церковь святого Спаса на Острове в Руси в монастыри учини».

1198 (стр.78) «Того же лета владыка Мантуреи заложи церковь камену святого Спаса в Руси и манастырь устрои почестень».

1371 (стр.119 ) «Того же лета в Руси поставиша церковь камену святого Николу ».

 

Итого: ТРИ раза;

 

Новгородская Вторая (Архивская) Летопись (М. 2009 .ПСРЛ т.30)

 

1417 (стр.164) «В то лето бысть моръ страшный на людех в Новегороде…и в Пскове и в Ладозе и в Руси…и в Порхове и в Пскови и вТоршку и в Дмитрови и в Твери…».

1371 (стр.169 ) «..Поставиша церкова камену святаго Николу в Руси».

1211 (стр.190) «Прииде Дмитре Якунич из Руси, и ступися Твердислав с посадничества по своеи воли стареишею собе».



Итого: ТРИ раза;

 

Уваровская летопись (М.1963 ПСРЛ т.28)

1270 (стр.219) «А Ярослав таки иде к Новоугородоу, а новгородци город оукрепиша, а совокоупиша всю землю; а Ярослав, шед, седе в Руси, а к ним посла...».

Итого: ОДИН раз;

 

 

ИТОГО ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УПОМИНАНИЙ СТАРОЙ РУССЫ в летописях ПОД ИМЕНЕМ "РУСЬ" (в тех местах летописи, где безусловно упоминается Старая Русса) в настоящее время выявлено СОРОК СЕМЬ РАЗ.

 

RUSA    

 

 

RUSA    

 

 

RUSA    

 

 

R-S